Исполнительные элементы. |
Исполнительные элементы представляют собой конечные звенья автоматических устройств. На объект управления они действуют или непосредственно или через какой-либо регулирующий орган машины. Исполнительные элементы автоматических устройств разделяют на гидравлические, электрические, механические, комбинированные и т. п. |
Электрические исполнительные механизмы отличаются простотой, надежностью, точностью. Их широко применяют при комплексной автоматизации, разделяя на две группы: электродвигательные и электромагнитные исполнительные механизмы. Электродвигательные механизмы в зависимости от применяемого двигателя разделяют на две группы: |
1. Исполнительные механизмы для программного управления используют электродвигатели постоянного тока с последовательным или независимым возбуждением, одно-, двух- и трехфазные асинхронные или синхронные. Механизмы этой группы служат силовыми звеньями систем автоматизации с большими мощностями на выходных валах и имеют нелинейные характеристики, которые существенно влияют на динамические свойства системы. |
2. Исполнительные механизмы, предназначенные для сочленения трубопроводной и запорной арматур, обеспечивают двухпозиционноё дистанционное управление. Одно из главных требований к выбору этого типа исполнительных механизмов — быстродействие срабатывания. По способу ограничения значения крутящего момента они делятся на механизмы с реле максимального тока и односторонней муфтой и механизмы с двухсторонней муфтой сочленения. |
Специальные исполнительные механизмы состоят из электродвигателя, редуктора, узла обратной связи, конечных выключателей, измерительного преобразователя положения выходного элемента. Исполнительные механизмы подразделяют на три основные группы: однооборотные, многооборотные и прямоходные. Исполнительные механизмы этой группы изготовляют с постоянной и переменной скоростью перемещения выходного элемента. Механизмы с постоянной скоростью применяют в импульсных системах, ас переменной скоростью — в аналоговых системах регулирования. Механизмы с переменной скоростью используют редко из-за нелинейности характеристики. |
Электромагнитные исполнительные механизмы подразделяют на электрические муфты и магниты. Муфты делятся на два типа: трения и скольжения. В муфтах трения вращающий момент создается сцеплением выходного вала с двигателем за счет сухого или вязкого трения. Муфты сухого трения обеспечивают контакт трущихся поверхностей при помощи электромагнитных сил. Муфты этой группы имеют большой коэффициент передачи (отношение мощности муфты на выходном валу к управляющей входной мощности), достигающий 15 000, однако быстродействие их невелико — в среднем оно равно 0,1 с. Характеристики муфт сухого трения нелинейны. |
Муфты вязкого трения работают на основе намагничивания ферропорошкового или магнитоэмульсионного слоя между ведомым и ведущим элементом муфты. Характеристики муфт этого типа близки к линейным. Коэффициент передачи достигает 3500, быстродействие в среднем равняется 0,02 с. Муфты вязкого трения выдерживают большие перегрузки. |
В муфтах скольжения используется взаимодействие токов ротора и вращающего поля статора. Муфты скольжения делятся на три группы: гистерезисные, конденсаторные я индукционные. Обычно муфты этой группы имеют нелинейные характеристики и малые мощности. |
При автоматизации технологических процессов широко используют исполнительные механизмы на основе электрических магнитов. Основной показатель электромагнитов — условная полезная работа, определяемая произведением тягового усилия на ход якоря. Отношение массы электромагнита к величине условной полезной работы называется коэффициентом экономичности электромагнита. |
Системы автоматического управления и элементы автоматики.
|