> КЛАССИФИКАЦИЯ ГРУНТОВ И ИХ ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА.
Главная страница.
Разное.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

КЛАССИФИКАЦИЯ ГРУНТОВ И ИХ ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА.

Тягово-сцепные качества, устойчивость и управляемость любой машины проявляются при взаимодействии движителя со средой. Для тракторов средой является грунт, с которым взаимодействует движитель. Верхний слой грунта (0,2 ... 1,5 м) составляет почва.
Рассмотрим общие свойства грунтов. К основным свойствам, от которых зависит характер взаимодействия движителя трактора с грунтом, относятся: структура и механический состав, влажность, плотность, сопротивление сжимающим и сдвигающим нагрузкам.
По механическому составу различают минеральные грунты и грунты, состоящие в основном из отложений частиц органического вещества.
Минеральные грунты разделяют на ряд категорий. В основу такого различия положены размеры и соотношения двух фракций: глинистой и песчаной. Гранулометрическая классификация по этому признаку оказывается наиболее приемлемой при изучении взаимодействия движителя трактора с грунтом. По этой классификации в зависимости от размера частиц минеральные грунты делят на следующее категории: песок, супесь, суглинок и глину. Размеры частиц (мм) приведены ниже.
Галька (камни) Более 20
Гравелистые частицы (гравий) 20—22
Песок:
крупный 2—1
средний 1—0,25
мелкий 0,25—0,05
Глина Менее 0,005
Категория грунтов в зависимости от содержания глинистых частиц (содержание глинистых частиц диаметром менее 0,005 мм в % по массе) следующая.
Грунт:
глина Более 30
суглинок 30—10
супесь 10—3
песок Менее 3
К грунтам, состоящим из отложений частиц органического вещества, следует отнести различные виды торфяно-болотных и илистых грунтов. По происхождению их разделяют на низинные, верховые, переходные; по ботаническому составу на осоковые, осоко-тростниковые и др.; по влажности на неосушенные, осушенные и по мощности залегания, т. е. по толщине слоя.
Следует также отметить, что большинство грунтов, с которыми взаимодействует движитель трактора, имеет слоистую структуру. Верхний слой грунта, так называемый фон, включает, как правило, корни растительности и органические отложения. К этим фонам относятся: целина, задерненная пахота или залежь, стерня. В некоторых случаях фон создается в результате обработки грунта рабочими органами машин, например при пахоте, дискованной пахоте и др.
Верхний и подстилающий слои обладают неодинаковыми свойствами. Однако, если толщина верхнего слоя соизмерима е глубиной колеи, образуемой трактором, то с достаточной степенью точности двухслойную структуру можно рассматривать как однослойную.
Механический состав грунта значительно влияет на тяговосцепные качества трактора. Достаточно сказать, что при одной и той же массе и размерах ходовой системы трактор на глинистом грунте (сухом) может развивать силу тяги в 2 раза и более, чем на грунтах органического происхождения.
Большое влияние на характер взаимодействия движителя трактора с грунтом оказывает влажность. Известно, что при различной влажности один и тот же грунт, например глина, в одних условиях представляет собой твердое тело, а в других — пластичное. Относительная влажность почвы (массовая доля влаги) определяется отношением массы воды к массе почвы, заключенной в данном объеме. Абсолютная влажность почвы (влагосодержание) определяется отношением массы воды к массе сухого вещества в данном объеме.
Влажность, при которой полностью заполнены все поры грунта, называют полной влагоемкостью.
В зависимости от изменения влажности грунт может находиться в твердом, пластичном и текущем состояниях. Пластичное состояние грунта обычно определяется влажностями, в зависимости от которых грунт может переходить из текущего состояния в пластичное и из пластичного в твердое. Разность между верхними и нижними пределами пластичности называется числом пластич¬ности. Число пластичности для различных грунтов следующее.
Глина 6—8
Суглинок 7—17
Супесь 1—7
Чернозем:
среднесуглинистый 16—17
тяжелый глинистый 26—28
Торф:
неосушенный 7—9
осушенный 8—10
Известно, что прочность грунта зависит от сопротивлений взаимному скольжению и отрыву частиц. При повышенной влажности трение и сцепление частиц грунта существенно уменьшаются.
Следует отметить значение влажности при действии переменных нагрузок, характерных для процесса взаимодействия движителя трактора с грунтом. При приложении к грунту сил вода в нем фильтруется, перемещается из одних пор в другие, сжимая при этом находящийся в них воздух. Причем скорость фильтрации, а следовательно, и напряжения, возникающие в грунте, зависят от времени приложения нагрузок или времени их изменения, как и деформация грунта. Чем кратковременнее приложение сил, тем большей жесткостью обладает грунт.
ФИЗИКО-МЕХАНИЧЕСКИЕ И ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ГРУНТОВ.
КЛАССИФИКАЦИЯ ГРУНТОВ И ИХ ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА.
СТРУКТУРА ПОЧВ.
МЕХАНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГРУНТОВ:
Сопротивление грунтов приложенным нагрузкам.
Сопротивление грунтов сжатию.
Сопротивление грунтов сдвигу.
Уплотнение почв.
Оценка уплотняемости почв.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ПОВЕРХНОСТИ ГРУНТОВ.
Copyright © 2010-18.01.2018 by Егор Барабаш. Все права защищены. Разрешается републикация материалов сайта в Интернете с обязательным указанием ссылки на сайт kalxoz.ru